Common Sense Talks #1
Нетворкинг
Как строить и поддерживать долгосрочные деловые отношения в условиях неопределённости
Леонид Бугаев, нетворкер и бизнес-тренер:

У меня есть миссия — помогать людям находить свободу и мобильность, используя современные достижения, в первую очередь, в области мобильных технологий. Коммуникация — это самое важное, потому что любые технологии так или иначе приводят нас к другому человеку.
С чего начать в меняющемся мире
С чего начать в меняющемся мире
Думайте категориями не «как», а «кто». КТО может мне помочь в решении той или иной задачи. Когда вы задаете вопрос «как», то превращаетесь в аналог Марио — сантехника, который начинает бегать и искать решение.

Мне показалась интересной мысль о том, что коронавирус влияет на цифровую экономику. Ведь влияет на самом деле не вирус, а люди, которые которые стали иначе принимать решения о трате денег (и другие решения в области капитала). Как следствие, появились проблемы с доверием.
Новый мир, в который мы пришли — это изменения. Они случились на уровне личных и деловых отношений и влияют на то, как и с кем мы сейчас общаемся. С одной стороны, все побежали расширять круги общения. С другой — сейчас «и рук без перчатки не пожмёшь». Полностью поменялись все режимы и форматы встреч. Сейчас и в дальнейшем они будут меняться в парадигме морально устаревшего формата встречи на 30 человек.
Да, мы откатимся в течение какого-то времени в привычный формат. Это естественно, потому что эта колея формировалась тысячелетиями. Но экономически все почувствуют и поймут, что можно по-другому.
Например, было такое понятие как встреча. Оно подразумевало, что нужно надеть статусный пиджак, остроносые итальянские ботинки, часы швейцарского производства, и понеслась: регалии, выкладывание визиток, полчаса на разминку, ожидание генерального директора, который опаздывает. Не проще ли обойтись без этого и просто созвониться?
Что делать, когда в неопределённости растёт множественность выбора
Что делать, когда в неопределённости растёт множественность выбора
В поисках денег, доверия и выхода из текущей ситуации мы начинаем усиливать поиск социальных контактов.

Это история про VUCA-мир, в который мы ворвались буквально за 60 дней. Как преуспеть в текущей ситуации, с кем и каким образом общаться?
Как расшифровывается аббревиатура VUCA
Раньше я мог разделить нетворкинг на деловую и личную часть: с кем-то общаться ради личностного роста, с кем-то — по бизнесу. Сейчас это всё смешивается: разъехались сложившиеся связи.
Необходимо децентрализовать отношения. Выходить на горизонты людей, с которыми проще иметь взаимодействие, потому что нам запретили часто встречаться и общаться. Кто-то ограничен QR-кодом один раз выехать на работу и один раз вернуться, а кто-то с радостью увеличивает частоту встреч, технологически обеспечивая себе присутствие в каждом доме.
Люди, у которых сложились достижения, сейчас будут с большим скепсисом рассматривать вас под микроскопом, если вы раньше ни разу не общались. Кредит доверия становится очень ценной валютой, а проверять незнакомого человека сейчас некогда. Все встали на паузу: настало время ожидания, пересборки договоренностей.
Люди, с которыми раньше вы могли легко организовать взаимодействие, сейчас заняты внутренними проектами. Все рецепторы, которые были заточены на внешнюю коммуникацию, теперь развернуты вовнутрь.
Ресурсы, которые были недоступны, становятся ещё более недоступными.
Как этому противодействовать:
1
Усиливайте личную составляющую
Сейчас вы не можете спрятаться за спиной вашей компании. Если человек не знает вас лично, то вы для него всего две текстовые строки и хорошо ещё, если иконка в чате. Необходимо усиливать личность как точку входа и взаимодействия.
Сейчас ваша личность имеет большую значимость, чем та компания, которую вы представляете.
Люди сейчас думают не о будущем какой-то абстрактной корпорации, в которой они работают. Они думают про свою безопасность, своё здоровье, здоровье своих родителей, про то, где взять вакцину или билеты. Мы начинаем думать категориями, которые стали гораздо приземлённее: личные нужды на уровне «я».
Подумайте, чем вы можете быть полезны. Люди не могут ответить сами себе на вопрос: «Чем я могу быть интересен с точки зрения нематериальных ресурсов?». Этот вопрос позволит понять, к кому нужно постучаться.
Нетворкинг — это инструмент для богатых временем, а их становится совсем немного. Он работает там, где начинают ломаться инструменты перераспределения ресурсов и требуется длительность отношений.
2
Снижайте количество реверансов
Избегайте «привет, как дела», уважайте время собеседника. Активность бизнеса снижается, поэтому чаще приходится слышать «нет» и «мы не будем с вами общаться». Формируются более жёсткие требования к переписке, организации встреч и времени. Если в вашем бизнесе была история про рукопожатия, организацию встреч и контактность бизнеса, то сейчас нужно пересмотреть всю схему взаимодействия.
3
Не ставьте собеседника в вынужденную ситуацию
Откажитесь от эксплуатационного подхода типа «ты мне должен сейчас, и мне всё равно, где ты находишься и что с тобой происходит». Всегда держите в голове, что человек на другом конце провода может, к примеру, находиться на стадии выживания.
4
Инвестируйте в те отношения, где есть глубина
Представьте, вам нужно что-то от конкретного человека — защита здоровья, устроить бабушку в конкретную больницу с одноместной палатой. Решить такую задачу в текущей ситуации очень сложно. Здесь всё строится на глубине связи. Вкладывайтесь в самые глубокие связи, которые у вас уже есть:
Семья. Позвоните самым близким родственникам, возобновите с ними отношения. Это те люди, которые дали вам жизнь, которым вы дали жизнь, которые способны эту жизнь положить на вызволение вас из беды. Это самый важный нетворкинг и самый глубинный кусок вашей сети контактной связи.
Друзья. Когда вы с головой уходите в работу, то теряете контакт с друзьями. Найдите время, чтобы хотя бы созвониться и виртуально выпить чаю. Друзья — это именно те люди, к которым вы обратитесь, если окажетесь в сложной ситуации.
Клиенты. Многие говорят: «нам нужны новые клиенты». Нет. Вам нужны более глубокие отношения с уже сложившимся набором клиентов. Скажите этим людям «спасибо», спросите, чем можете помочь сейчас.

Сохраняйте разумный профессионализм. Например, внедрите новую методику с клиентом: вместо того, чтобы заплатить разом, можно договориться об оплате за каждый блок.
Коллеги. Позаботьтесь об этих людях, потому что вы находитесь в одной лодке. Зачастую оказывается, что кроме деловых отношений у вас с коллегами больше нет глубины.
Мобильный клан. Это те, с кем вы не общались вживую. Сейчас произошел динамический рост количества людей, за которыми вы начинаете следить: йога по утрам, рецепты на карантине, благотворительность, обсуждение приложений для доставки, онлайн обучение, лайфхаки для организации рабочего дня на удалёнке и так далее. Количество контактов растёт, но глубина теряется. В итоге это приводит к тому, что на каждого человека вы тратите всё меньше времени.
Развернитесь от этих людей к друзьям. Это самый главный ресурс внимания, который вам необходимо контролировать и учитывать в контексте вашего времени.
Соседи. Рекомендую поднять связи с соседями и договориться действиях, которые обеспечат вам безопасность, периметр и выживание. Может, заранее подумать о том, чтобы вместе поставить дизель-генератор для ваших дачных домов. Или договориться о том, кто и как помогает с доставкой продуктов.